О детях



Дифференциация звуков Д — Т




Занятие 1

Цели занятия


§ развивать слуховую дифференциацию звуков Д и Т;
§ развивать умение соотносить звуки Д, Т с буквами Д и Т;
§ развивать фонематический слух;
§ расширять словарный запас;
§ развивать внимание, логическое мышление;
§ воспитывать самоконтроль.


Материал к занятию

1. Сколько раз в стихотворении встретился звук Д?

Шла Маринка с огорода,
Под кустом нашла удода,
А удод ей — ду-ду-ду!
Жить у вас не бу-бу-ду!


Слов на Д ты встретишь много,
Слов на Д полно вокруг:
Дом, долина, день, дорога,
Доброта, доверье, друг.

Сколько раз в стихотворении встретился мягкий звук Д?

Буква Д — в числе согласных
И, конечно, не напрасно!
Не было б без Д деревьев,
Декабря, дождей, деревни,
Добрых душ, детей и детства.
Буква Д, тебя приветствуем!

Сколько раз в стихотворении встретился звук Т? Сколько раз в стихотворении встретился мягкий звук Т?

Словно ласточка в полете
Размахнула два крыла!
Если взгляните — поймете:
Т ее узор взяла.

Слов на Т есть вереница:

Т — тетрадка,
Т — таблица,
Тайна, темнота, трава,
Птицы есть — тетерева.
Т — такая мастерица,
Можно только удивиться!
Творог, тесто, табуретка,
Телефон, табак, таблетка,
Тишина, тоннель, туман,
Танец, талия, тюльпан!

Напоминаем!

Звук Д — звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку — чувствуется вибрация.

Т — глухой звук, голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют.

2. Проверь себя! Сравни звуки:

§ Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание — это звонкий звук, если дрожания нет — глухой.
§ Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук Д и глухой Т.

3. Игра «Эхо». Повтори слоги:

Да — та, та — да, да — та — да, то — до — то, ты — ды — ты,

Та — да — та — да, да — та — да — та, да — та — та — да.

4. Назвать первый звук в словах:

Тамара, Дон, дым, тополь, директор, товарищ, трава, дуб, дождь, туман, треугольник, дыня.

5. Определите, какой звук в слове — Д или Т и его место:

Дом, ток, атака, катушка, подарок, садовник, почтальон, про-, давец, художник, погода, борода, ворота, гусятата, вода, вата.

Подумай, на что похожа буква Д? На что похожа буква Т?

Нарисуй эти буквы на песке, на ладошке, в воздухе. Изобрази букву Т. Выложи эти буквы из мелких предметов (например, из семечек, косточек и т. д.)

6. Прочитайте слова с буквой Д, затем с Т.

Работа, город, росток, стебель, редиска, листок, вода, салат, картофель, помидор, природа, борода, свобода, плот.

7. Игра «Кто больше?». Необходимо придумать и записать как можно больше слов: начинающихся на буквы Д, Т; имеющих их в своем составе.

Вставь слова, подходящие по смыслу:
Назовем мы книгу_____________ (том, дом)
Для жилья построим___________ (том, дом)
По реке плывут_______________ (плоды, плоты)
На ветвях висят_______________ (плоды, плоты)
Под Москвой есть город_______ (дверь, Тверь)
В доме открываем_____________ (дверь, Тверь)
Соловей выводит_____________ (трель, дрель)
Слесарь в сеть включает_______ (трель, дрель)


8. Вставь Д зеленым цветом, Т — синим. Записывая слова, проговаривай их вслух по слогам.

За...ача, пого...а, ле...о, кар...ина, свобс.а, горо...а, бе...а, пар...а, мо...ор, яго...ы, заво...ы, лопа...а, боро...а, гнез...о, пе...ушок, ...екабрь, ...уб.

Занятия 2—3

Цели занятия


§ развивать фонематический слух;
§ развивать умение дифференцировать Д, Т в словах, предложениях, связной речи;
§ расширять словарный запас;
§ развивать внимание, логическое мышление, память.


Материал к занятиям.

1. «Проверь себя».

Вспомни, чем отличаются звуки Д и Т? Какие приемы помогут различать эти звуки?

2. Составь схемы слов, обозначив на них буквы Д, Т. Образец: в слове подарок 7 букв, буква д третья.Схема этого слова:_ _д_ _ _ _ .

Доктор, дыня, точка, люди, уточка, гадюка, тетради, дятел, один, одежда, аромат, медведи, парта, дети.

3. Вставь Д зеленым цветом, Т — синим.Рассуждайте по образцу: так как в слове салаты перед ы четко слышится т, поэтому в слове салат пишу букву т.

Салаты— салат
народы — наро...
портреты — портре...
площади — площа.. .ь
дрозды — дроз...
коты — ко...
заводы — заво...
провода — прово...
клады — кла...
подъезды — подъез...
города — горо...
сады — са...
года —го...
лебеди —лебе...ь
плоды —пло...
льды —ле...
мосты — мос...
медведи — медве.. .ь
походы — похо...
кроты — кро...

Объем задания можно сократить, учитывая индивидуальные возможности ребенка, его работоспособность.

4. Вставить букву Т синим цветом, Д — зеленым. Доказать правильность выбора, подобрав проверочное слово.

Образец рассуждений: в слове дрозд пишу букву д, потому что проверочное слово дрозды, в котором после д стоит гласная буква ы.

Дрозд — дрозды, поле... — ..., ко... — ..., прово... — ..., кла... — ..., подъез..., тру..., горо..., са..., неф...ь, го..., верблю..., огоро..., лебе...ь, запа..., све..., изгоро..., сала..., крова..., наро.., портре..., нево..., площа...ь, ви..., дож..., ро..., Леони..., пло... (из дерева), (сладкий) пло..., Ташкен..., медвс.ь, бра..., гла...ь, мое..., хо..., паке..., похо..., парохо..., отря....

Какие из этих слов обозначают птиц и животных? Расскажи, что ты о них знаешь.

5. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова1.Напоминаем: записывая, проговаривай слова вслух или шепотом!

Похо...

Мара... — бра... Давида. Мальчики пошли в похо... . Набрали много Яго... . Полил дож...ь. Посыпал гра.... Мара... и Дави... бегут наза... . Вот мое.... За ним са... . Вот и родной дом.

(29 слов)

Бра...

У меня есть брат Леони... .Он читает много газе.... Бра... любит тру.... Он поехал в горо... Брес... на заво... . Прошел го... . Леони... вернулся наза... в Ташкен... .Теперь он студен....

(30 слов)

Предложите ребенку самостоятельно выбрать объем работы, сможет ли он выполнить все задания или только часть.

Ко...

Вот ко... . Он уса... . Ему скоро го... . Ко... вскочил на крова...ь. Увидел портре... и распушил хвос... . Прыг наза...! Через порог ко... выскочил в са... . В саду много яго... . Ко... побежал на огоро... . Там дроз... . Улетай, дроз...!

(37 слов).

После того, как ребенок вставил буквы, напишите один из этих текстов под диктовку.

6. Вставь пропущенные согласные. Укажи проверочные слова.

Ледохо...

Ледохо...! Ледохо...! По реке зима плывет. Ледяную бронь реки Солнце колет на куски. Поднимая жаркий моло..., Со всего размаху бьет И уносит зимний холо... К океану ледохо....

7. Письмо по памяти.

Жил в Одессе черный ко....
Он залез на парохо....,
С удовольствием в буфете
Съел с колбаской бутербро....


8. Раскрой скобки, объясни свой выбор. Составь 3 предложения с любыми из этих словосочетаний. Проговаривай слова вслух или шепотом!

Висит пло(д,т), цветочный ме(д,т), конный ря(д,т), уважать тру(д,т), кипучий водопа(д,т), тянуть нево(д,т), много звез(д,т), черный дроз(д,т), старый са(д,т), далеко впере(д,т), чудесный арома(д, т), глубокий пру(д,т), тонкий пру(д,т), кус(д,т) сирени, въез(д,т) на мос(д,т), заячий хвос(д,т), косой дож(д,т)ь.

9. Раскрой скобки, докажи правильность своего выбора.

Буде(д,т) хлеб — буде(д,т) и обе(д,т). Важен не обе(д,т), а приве(д,т). Не гла(д,т)ь лоша(д,т)ь рукою, гла(д,т)ь овсом. Плох обе(д,т), когда хлеба не(д,т). Проймет холо(д,т) — появиться голо(д,т). Зелен виногра(д,т) не сладок, моло(д,т) ум — не крепок.

Объясни, как ты понимаешь значение этих пословиц. Попробуй придумать рассказ с одной из этих пословиц.

10. Исправьте, где надо, ошибки, подобрав проверочные слова.

Нидь, огород, портрет, трут, пакет, много блют, хот, народ, клат, клесд, кровадь, полед, изгороть, вид.

Подсказка: ошибки допущены в 9 словах.

Занятие 4—5

Цели занятия:


§ развивать фонематический слух;
§ вырабатывать дифференциацию Д и Т в словах, предложениях, связной речи;
§ совершенствовать грамматические формы речи;
§ обогащать лексический запас;
§ развивать внимание и память;
§ развивать умение планировать и контролировать свои действия.


Материал к занятиям

1. «Проверь себя».

Вспомни, какие приемы помогают различать звуки Д и Т.

2. «Ты—учитель». Найди и исправь ошибки нерадивого ученика, объясни, как проверить эти слова.

§ Медветь, клест, брад, борт, нить, пакед, дрозт, (вкусный) плот, (крепкий) плот, (пушистый) кот, завот, провот.

Подсказка: ошибки допущены в 7 словах.

§ Город, сат, нефть, лебедь, кровадь, свет, пароход, народ, портред, плошать, утка, въезт.

Подсказка: ошибки допущены в 5 словах.

3. Вставить Д зеленым цветом, Т — синим.

Рассуждай по образцу: в слове гладок перед о четко слышим д, поэтому в слове гладкий пишем букву д.
Гладок — гладкий
жиденький — жи...кий
деточка —де...ка
посадить —поса...ка
площади — плюща...ка
сладок — сла...кий
блюдечко — блюд...це
находить —нахо...ка
шуточка — шу.. .ка
походочка — похо...ка
чистить — чис.ка
ряды — ря...ком
прятать — пря...ки
редок — ре...ки
ягоды — яго...ки
борода — боро...ка
кровати — крова...ка
короток — коро...кий.

4. Вставить Д, Т, доказать правильность выбора, подобрав проверочное слово.

Образец рассуждения: в слове сладкий пишу букву д, потому что проверочное слово сладенький.

Сладкий — сладенький, шу...ка —...., де..ки — ..., поса...ка, блю...це, ря...ком, ша...кий, пла...ки, оста...ки, гря...ки, де...ский, яго...ка, коро...кий, незабу...ки, боро...ка, крова...ка, заря...ка, запла...ка, ре...кий, пря...ки, ве...хий, чу...кий, нахо...ка, чис.ка, похо...ка, тетра...ка, гру...ка, горо...ки, лоша...ка, площа...ка, закла...ка, гла...кий, жи...кий, шерс...ка.

5. Придумайте 5 словосочетаний с любыми из этих слов.

Жил один садово...,
Он развел огоро...,
Приготовил старательно гря...ки.
Он принес чемодан,
Полный разных семян,
Но смешались они в беспоря...ке.

6. Раскройте скобки, устно объясните правописание этих слов.Напоминаем: записывая, проговаривай слова вслух или шепотом!

В лесу листопа (д, т). Шишка упала на гла(д, т)кий пенек. Пожелтел низкий кус(д,т). На деревьях ре(д,т)кие листочки. Дни стали коро(д,т)ки. Вода в пру(д, т)у холо(д,т)ная. Не ви(д,т)но рыбаков на ло(д,т)ках, не стоят пала(д,т)ки на берегу. Медве(д,т)ь, полакомившись ме(д,т)ом, уже сла(д,т)ко спит в берлоге.

7. Раскрой скобки, объясни свой выбор.

Мягко стелет, да жес(т, д)ко спать. В чужой ло(д,т)ке всегда больше рыбки. Хорош гос(д,т)ь, когда ре(д,т)ко ходит. Шу(д,т)ке — мину(д,т)ка, делу — час. Сядем ря(д,т)ком, поговорим ла(д,т)ком. И ре(д,т)ко шагает, да твердо ступает. Каков ро(д,т), таков и припло(д,т). О меде хоть го(д,т) думай, во рту сла(д, т)ко не станет. Хвос(д,т) голове не указка. Оста(д,т)ки всегда сла(д,т)ки. Голод не те(д,т)ка, пирожка не даст. С миру по ни(д,т)ке — голому рубашка. Где слова ре(д,т)ки, там они вески. Рыбка мелка, да уха сла(д,т)ка. Поле тру(д,т) любит.

Как вы понимаете значение этих пословиц?

Попробуй придумать рассказ, заголовком которого была бы одна из данных пословиц.

8. Исправь, где нужно, ошибки, объясни правописание этих слов.

Грятки, зарядка, тетрадка, запладка, незабутка, слаткий, грудка, трут, год, брат, . лотка, поход, паладка, шерстка, верблют, дедки, лебетка, объетки, пароход, подъезт, загатка, старость, похотка, изгороть, без ягот, глаткий, лошатка, город, площатка, дедский сат, гладь, вид, реткий, дожть, крот, остатки слатки, брод, запат, рятком, ладком, Леонит.

Подсказка: ошибки допущены в 26 словах.

9. Выборочный диктант. Выписать слова с Д, Т в середине слова, которые требуют проверки.

Дождевая вода была в кадке. Гроза зимой — редкое явление. По озеру скользила парусная лодка. Третья часть учеников класса делала закладки для книг. Овчарка Альма спит в будке. Варенье было слишком сладкое. Бабка за дедку, дедка за репку — вытянули репку. У хорошего ученика всегда чистые тетрадки. На грядках цветут огурцы и помидоры. В степи дожди выпадают редко.

10. Зрительный диктант.

На цветах гудят жуки,
Пахнет клевер сладко.
Ребятишки у реки
Встали на зарядку.

11. Отгадай загадку и запиши ее по памяти.

Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневой шапкой
С бархатной подкладкой.
(Белый гриб)

12. Блиц-контроль.

1) труд, 2) плот, 3) листопад, 4) мед, 5) нитка, 6) загадка, 7) свет, 8) доклад, 9) сетка, 10) лошадка.

Самопроверка. Д: 1, 3, 4, 6, 8, 10. Т: 2, 5, 7, 9.

14. Предупредительный диктант.

Летом

Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают ее в ведерко. Затем девочки кладут смородину на блюдо. Мама будет варить из нее варенье. Зимой в холода дети будут пить чай с вареньем.

(35 слов)

15. Контрольный диктант.

Даша, Катя и Антон отдыхали в деревне у дедушки. Дедушку звали Андрей. Днем он работал на огороде. Около его дома был лес. Дети часто ходили в лес. Там они видели дятла. Дятел долбил ствол дерева. Его стук было слышно далеко.

(40 слов)

16. Работа с текстом.

Прочитайте выразительно стихотворение. Подчеркните Д, Т разными цветами. Выпишите 4—5 слов с буквами Д, Т. Составьте и запишите 3—4 вопроса по тексту.

Точно по часам
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок,
За парту в школе сесть.

Подумай, умеешь ли ты ценить свое время? Как строится твой день?




загрузка...


Другие новости по теме: Дифференциация звуков Д — Т