О детях



Дифференциация звуков Б — П




Занятие 1

Цели занятия:


§ развивать слуховую дифференциацию звуков Б и П;
§ развивать умение соотносить звуки Б, П с буквами Б и П;
§ развивать фонематический слух;
§ расширять словарный запас;
§ развивать внимание, логическое мышление;
§ воспитывать самоконтроль.


Материал к занятию.

1. Сколько раз в стихотворении встретился звук Б?

Хоть крутись, или вертись,
Нам без Б — не обойтись!
Только, Б, не надо якать,
Хвастаться, сердиться, плакать!

...Нет великих букв, нет малых,
Важных нет иль захудалых,
Все они: от А до Я —
Алфавитная семья!

Сколько раз в стихотворении встретился звук П? Найдите слово с мягким звуком П.

П — прилежна,
П — пытлива,
Как пчела трудолюбива,
Пашет, пляшет и поет,
Как блины, слова печет.

Напоминаем!

Звук Б — звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку — чувствуется вибрация.

П — глухой звук, голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют.

2. Проверь себя! Сравни звуки:

§ Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание — это звонкий звук, если дрожания нет — глухой.

§ Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук Б и глухой П.

3. Игра «Эхо». Повтори слоги:

Ба — па, па — ба, ба — па — ба, па — ба — па, ба — па — ба, Па — ба — ба — па, бо — по — по — бо.

4. Назови первый звук в слове.

Боль, поле, багаж, победа, букварь, бумага, платье, буква, поезд, пальто, букет, плот, буква.

5. Определите какой звук в слове Б или П, каково его место по счету:

Лампа, переход, зоопарк, шпага, барабан, бочка, небо, собака, работа, корабль, грибы, бассейн, бульвар.

6. Подумай, на что похожа буква Б? На что похожа буква П?

7. Нарисуй эти буквы в воздухе, на ладошке у себя и у других. Изобразите букву П вдвоем.

Вылепи эти буквы из пластилина, глины или теста.

8. Подумай, из каких элементов состоят прописные буквы Б и П?

9. Прочитай сначала слова с буквой Б, затем с буквой П:

Губы, помощь, азбука, пила, зубы, посуда, буква, пекарь, буран, паук, буря, поле, букет, альбом, портрет, бокс, порода, суббота, портфель.

10. Игра «Кто больше?». Необходимо придумать и записать как можно больше слов: начинающихся на буквы Б, П; имеющих их в своем составе.

11. Вставь пропущенные буквы Б — зеленым цветом, П — синим. Записывая слова, проговаривай их вслух по слогам.

Шай...а, аль...ом, с..орт, ...окс, ...алкон, ...алец, ...умага, ...арк, тру...а, ...латье, не...о, ре...ята, аэро...орт, аз...ука, ...егемот, ...арад, ры...а.

Занятия 2—3

Цели занятия:

§ развивать фонематическое восприятие;
§ закреплять умение дифференцировать звуки Б и П в словах, предложениях;
§ обогащать словарный запас и грамматические формы речи;
§ формировать навыки самоконтроля;
§ развивать зрительное внимание и память.


1. «Проверь себя»

Вспомни, чем отличаются звуки Б и П? Какие приемы помогут различит зти звуки?

2. Запиши первые буквы из слов:

Белка, берег, память, плита, бублик, билет, пух, пушка, будильник, палец, бык, путь, басня, пилот.

3. Зрительно-слуховой диктант. Самопроверка

Папа купил Боре барабан и трубу. Павел пришел к Боре в гости. Друзья играли. Боря бил в барабан. Павел громко трубил в трубу. Получилась веселая музыка.

(26 слов)

4. Выучи скороговорки и запиши их по памяти:

Пилил Филипп полена с лип. Притупил пилу Филипп.

В классе или в группе проводится в виде индивидуального конкурса (за определенный отрезок времени), в виде парной работы, групповой работы.

Купила бабуся бусы Марусе.

Возле брода бобер бродит, за собой бобрят он водит.

5. Вставь пропущенные буквы Б — зеленым цветом, П — синим цветом, докажи правильность выбора, подобрав проверочное слово. Рассуждай по образцу: в слове «ястреб» пишу букву б, потому что проверочное слово «ястребы», где после Б стоит гласная буква Ы.

Ястре... — ястребы, кло... — ..., Оста... — ..., сер... — ..., сно..., гер..., скри..., зо..., су..., ду..., стол..., сугро..., ши..., прору...ь, зу..., Гле..., хле..., голу...ь, клу..., ло....

6. Вставь пропущенные буквы Б, П, объясни написание этих слов. Напоминаем: записывая, проговаривай слова вслух или шепотом!

Прогулка

Миша шел по лесу и увидел ду... . Сто...! Мальчик залез на ду... и сорвал желудь. Под деревом рос гри... . Малыш слез с дерева и сорвал гри... . Будет теперь хороший су... ! Вдруг прилетел ястре.... Он выхватил гри... и сел на ду.... Мальчик потер ло.... Чудеса!

(45 слов)

Зу...

Гле... плачет . У Глеба озно... . Сильно болит зу.... У мальчика горячий ло.... Гле... надевает тулу... и идет к врачу . Доктор лечит больной зу.... Скоро Гле... сможет есть су... и хле....

(31 слово)

Лохматые тучи нахмурили ло....

А ветер колючий сгребает сугро....

Саша Черный

Напиши под диктовку текст «Прогулка», «Зуб», стихотворение по памяти.

7. Физкультминутки:

Шел по берегу петух
(Шаги с раскачиванием в стороны, руки за спиной)

Подскользнулся, в речку — бух!
(Круговое движение руками, присесть)

Будет знать петух, что впредь
(Ритмичный подъем, погрозить пальцем)

Надо под ноги смотреть.
(Наклон вперед)

Встали на носочки,
Присели, как грибочки,
Головками повертели
И за парты тихо сели.

После проговаривания стихотворения дети называют слова со звуком П или Б.

8. Найди и исправь ошибки, где это необходимо, сделай самопроверку.

Антип, шиб, прорупь, герб, скрип, голубь, клуб, лоб, озноп, зоб, суб, дуб, столб, сутроп, ястреп, клоп, зуб, Глеб, хлеп, серп, залп, крап, глуп, грипп, погреп.

Подсказка: ошибки допущены в 9 словах.

Занятия 4—5

Цели занятия:


§ развивать фонематическое восприятие;
§ закреплять умение дифференцировать Б и П в словах, предложениях, связной речи;
§ обогащать словарный запас и грамматические формы речи;
§ формировать навыки самоконтроля;
§ развивать зрительное внимание;
§ развивать память.


Материал к занятиям.

1. «Проверь себя».

Вспомни, какие приемы помогают различать звуки Б и П.

2. Выпиши слова с Б, П в конце слова, объясни их правописание.

Под гору качуся кубарем в сугроб. Ястреб поймал воробья. Волк опустил в прорубь свой хвост. Мешки с картофелем внесли в погреб. Краб полз по мокрым камням. Раздался залп салюта.

3. Вставь пропущенную букву.

Рассуждай по образцу: так как в слове «рыба» перед а четко слышно б, поэтому в слове «рыбка» пишу б.Рыба — ры.. .ка грибок — гри...ки
ошибаться — оши...ка
лапы — ла...ки
зубы —зу...ки
лепить —ле...ка
дубы — ду...ки
хрупок — хру...кий
прозябать — зя...кий
липа — ли...кий
клубок — клу...ки
крепок — кре...кий
робок — ро...кий
щепочка — ще...ка
пробочка — про...ка
охапочка — оха...ка
шубы — шу...ка
тряпочка — тря...ка
улыбочка — улы...ка
шапочка — ша...ка

Объем задания можно сократить, учитывая индивидуальные возможности ребенка, его работоспособность.

4. Вставьте Б, П, докажите правильность выбора, подобрав однокоренное проверочное слово. Б пишите зеленым цветом, П — синим. Образец рассуждения: в слове шапка пишу букву л, потому что проверочное слово шапочка.

Шапка — шапочка, оха...ка — ..., шу...ка — ..., тря...ка, ры...ка, гри...ки, ду..ки, хру...кий, зя...кий, ли...ка, оши...ка, ла...ки, зу...ки, ле...ка, ро...кий, ще...ка, голу...ка, скорлу...ка, про...ка, клу...ки, кре...кий, улы...ка, ду...ло, гу...ка.

5. Раскрой скобки, объясните свой выбор. Придумай 3 предложения с любыми из этих словосочетаний.

Напоминаем: записывая, проговаривай слова вслух или шепотом!

Белый голу(б,п)ь, це(п,б) кие когти, ла(п,б)ки цара(п,б)ки, золотая ры(п,б)ка, жестяная коро(п,б)ка, добрая улы(п,б)ка, узкая тро(п,б)ка, легкая про(п,б)ка, крепкая скор-лу(п,б)ка, сказка о ре(п,б)ке, ловкий ря(п,б)чик, кре(п,б)кий ду(п,б)ок, лесные выру(п,б)ки, ба(п,б)ка да дедка, озя(п,б)шая земля, хру(п,б)кий стебелек, соленые гри(п,б)ки, модная шля(п,б)ка, грубая оши(п,б)ка, большая оха(п,б)ка.

Выясни в словаре смысл слов, которые тебе не понятны. Объясни, как ты понимаешь эти пословицы. Придумай рассказ с одной из этих пословиц.

Бояться волков — быть без гри(б,п) ков. Ла(б,п)ки у кошки мягки, да когти остры. Будет лодырю похле(б,п)ка в три охлебка. Деньги не ще(б,п)ки, счетом кре(б,п)ки. По ру(б,п)цу и рану знать. Красуйся не улы(б,п)кой сладкой, а трудовой ухваткой. Ры(б,п)ка мелка, да уха сладка.

6. Исправь, где надо, ошибки. Сделай самопроверку.

Столп, ястреб, гриб, ропкий, дуп, Остаб, Архиб, тулуп, клуп, дупки, гулка, суб, ряпчик, озноп, тобкое, зябко, зуп, скрип, голубь, охапка, голупка, пробка, шупка, шапка.рыпка, кребкий, грипки, репка, ошипка.

Подсказка: ошибки допущены в 20 словах.

7. Выборочный диктант. Выпиши слова с Б, П, которые необходимо проверить.

Учительница исправляла ошибки красным карандашом. Маша Голубкина за бумагу, карандаши и губку заплатила десять рублей. Выросла репка большая — пребольшая. Глеб Рыбкин хорошо катается на лыжах. Тонкий свист рябчика слышен в саду. Дети надели шубки и шапки.

8. Блиц-контроль. Записать слова:

1) рыбка, 2) трубка, 3) ошибка, 4) репка, 5) шляпка, 6) гребцы, 7) скрипка, 8) гибкий, 9) улыбка, 10) коробка

Самопроверка. Б: 1,2, 3, 6, 8, 9, 10; П: 4, 7, 5.

9. Предупредительный диктант.

Ребята пошли на прогулку в лес. Там были белки. У белок пушистые хвостики. Белки быстро прыгали с ветки на ветку. Они собирали спелые орехи и грибы и прятали их в дупло. Они делали себе запасы на зиму.

(37 слов)

10. Контрольный диктант

Привал

Боря, Паша и Петя пошли на прогулку. Тропинка шла мимо болота и обрывалась у реки. Ребята подошли к рыбакам. Рыболов переправил ребят через реку. На берегу они устроили привал. Боря нарубил веток для костра. Петя порезал булку и колбасу. Они поели у костра, отдохнули и вернулись домой. (48 слов)

11. Работа с текстом (Это комплексное задание, основное внимание необходимо уделить формированию правильного процесса чтения, развитию связной речи).

Прочитай стихотворение выразительно.

Почему стихотворение называется «Путаница»?

Подчеркни Б, П разными цветами. Выпиши по 5—6 слов с Б, П.

Путаница
Вот бутон,
А вот — батон.
Вот — бидон,
А вот питон.
Ну, а вот — бетон.
В печке выпечен
Батон,
А в петлицу вдет
Бутон.
По траве ползет
Питон,
Молоко течет в
Бидон,
А на стройке есть
Бетон.
Повтори и ты мне в тон:
Где бутон,
А где батон,
Где бидон,
А где питон,
Ну, а где — бетон.
Раз, два, три, четыре, пять, Начинаю повторять:
В печке выпечен
Бутон,
А в петлицу вдет
Батон,
По траве ползет
Бидон,
Молоко течет в
Бетон,
А на стройке есть
Питон...
- Нет, не так!
Нет, не так! Подскажите сами: как?
Разберитесь сами в том,
Где бутон,
А где батон,
Где бидон,
А где питон,
Ну, а где — бетон.




загрузка...


Другие новости по теме: Дифференциация звуков Б — П